Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Архитектурное наследие: ответственность перед будущим » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +15 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
04 июл 14:00АРХ&ПРОЕКТ

Архитектурное наследие: ответственность перед будущим

Автор: Марк Горский

 России от былых времен досталось гигантское архитектурное наследие. Если мы его не сохраним, то о каком славном будущем можно будет  говорить

В Москве, в здании Манежа,  проходит первый фестиваль «Архитектурное наследие». Таких по масштабу мероприятий, посвященных сохранению исторической среды, в России еще не проводились. Это свидетельствует о том, что после многих лет, когда этой теме уделялось явно недостаточное внимание, происходит поворот к изучению и сохранению оставленного нам предыдущими поколениями архитектурного  наследства. По крайней мере, очень хочется в это верить.   

Ответы из прошлого

В последнее время в стране возрос интерес к нашему  архитектурному наследию. По словам президента Союза Архитекторов России Николая Шумакова, именно в архитектурном наследии мы находим столь необходимый пласт вопросов, проблем и задач, философских размышлений и технических новаций. Именно в архитектурном наследии отыскиваем  тот визуальный ряд, помогающий понять и оценить свои историко-культурные корни. Мы думаем о том, как сохранить свою идентичность, оставаясь при этом на пике современных архитектурных течений  трендов.

Фестиваль в Манеже не первое такое событие. Ему предшествовала конференцию по архитектурному наследию в 2016 году в Санкт-Петербурге. На ней  была озвучена мысль, что  охрана памятников требует повседневной работы с использованием современных технологий. И вот теперь  логическое продолжение того мероприятия.  

Главная тема фестиваля «Архитектурное наследие ХХ века». Она выбрана потому, что этот период отмечен уникальными архитектурными течениями: конструктивизмом, сталинским ампиром, модернизмом. Причем, эти стили не потеряли актуальности и для нынешней  России, они являются естественными переходами для рождения современных обликов наших городов.

Вредное противостояние

Сегодня общество предъявляет большие претензии к архитекторам и застройщикам, упрекая их в безвкусии, в погоне за прибылью, в нежелание бережно относиться к исторической застройке городов. По крайней мере, так происходило до самого недавнего времени. Однако оно тоже подвержено переменам. Как говорит Владимир Цветнов, директор Департамента государственной охраны памятников культурного наследия Минкульта РФ,   значение фестиваля в том, что он позволяет объединить на одной площадке все заинтересованные стороны в сохранности исторической среды. Не секрет, что существует противостояние архитектурного сообщества и защитников исторических и архитектурных памятников. Архитекторы стремятся поставить свои объекты там, где они считают нужным, где они смотрятся максимально эффектно,  зачастую не соотнося их  с существующей в этом месте архитектурной среде.  Это вызывает трения между ними и теми, кто занимается ее охраной. С таким положением надо кончать, считает чиновник, нужен диалог между всеми сторонами конфликта. А он может сложиться лишь при комплексном взгляде на всю проблематику. В последнее время взаимопонимание начинает складываться. Теперь настал момент перевести его на более высокий уровень. И фестиваль должен внести свою лепту в решении этой задачи.

Спасти Атлантиду

Сегодня сохранение архитектурного наследия выходит на качественно иной уровень. Если раньше оно ограничивалось защитой и спасением отдельных памятников архитектуры, то теперь речь идет о сохранности исторической среды. Кстати, именно такого подхода  требует международная хартия. Это не исключает того, что во многих случаях надо спасать конкретные здания, говорит председатель центрального совета ВООПиК Артем Демидов. Некоторые объекты давно подают сигналы SOS. Подчас время идет на месяцы. В тоже время в этом деле есть и достижения. На фестивале  необходимо показывать здания, которые уже спасли от окончательного разрушения, или это происходит в настоящий момент.

Сейчас очевиден тренд на сохранение исторической среды, но его надо усиливать. Нам нужно новая архитектура, умеющая работать с исторической застройкой, органично вписывать в нее новые сооружения, считает Сергей Мирзоян,  первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы. Некоторые архитекторы после себя оставляют славу Геростата, уничтожая все, что им мешает для воплощения своих замыслов. Но подлинное искусство зодчего не в уничтожении,  в приспособлении прежних строений к новым нуждам. Например, в Москве сохранился большой кластер промышленных зданий второй половины XIX начала XX столетия.  Это очень добротная, самобытная  архитектура, которую можно еще долго использовать.

Во многом это уже происходит. В столице большие масштабы реставрационных работ, ежегодно они проводятся в среднем на 500 объектах. Всего же в Москве 8 тыс. объектов культурного и исторического наследия, из них 4 тыс. - это здания и сооружения. Сейчас  ведется реставрация на зданиях от XYII до XX веков.  Она  требует проведение работ  разной сложности и разной стоимости. Многие дома  ждали, когда дойдет до них очередь по 10-15, а то и больше лет.

Понятно, что даже очень успешно проведенный фестиваль проблему архитектурного наследия не решит. Вопросов  тут накопилось очень много, они требуют больших вложений и огромных усилий. Некоторые российские, преимущественно малые города просто разрушаются, их историческая застройка исчезает, как Атлантида. И чтобы не повторить ее судьбу, надо кардинально менять подходы к этой важнейшей теме.

Марк Горский

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Московские небоскребы: вызов времени или новый семейный формат жилья

Александр Балабин о трудностях работы архитектора с частными и государственными заказами

«Нельзя вкладывать все идеи в один проект»: Кес Каан — о тонкостях работы архитектора

Девелопер - урбанист: модное взаимодействие, но надолго ли?

Проблемы выбора архитектора: взять сороку, ворону или сову-госпожу?

Когда главный архитектор перестанет «рассматривать» и начнет «решать»

Играй в МТСО и докажи, что архитектурная смена в России уже достойна похвалы

Цвет на фасаде: одно неловкое движение — и ты безвкусный архитектор

Останкинская телебашня: среди забытых героев рекордной стройки был главный архитектор

Легким движением руки елки превращаются… в арт-объекты


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Москва все строится, торопится...
Наверх