Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Бизнес: наказание без преступления » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +3 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
04 окт 07:00Бизнес

Бизнес: наказание без преступления

Автор: Владимир Гурвич

Власть не устает говорить о необходимости создания комфортных условий для ведения бизнеса. Увы, этот тот случай, когда слова расходятся с делом.

Руководители государства уверяют своих граждан, что делают все возможное для ускорения экономического развития страны. Одновременно отечественный бизнес находится под мощным прессом уголовного преследования. Тысячи предпринимателей вместо того, чтобы заниматься своим делом, годами сидят за решеткой на основе зачастую крайне сомнительных приговоров. Потери, которые несет при этом экономика, точно исчислить трудно, но они очень велики.


Дубина против бизнеса

Сегодня самая страшная дубинка, от которой содрогается едва ли не весь бизнес, это 204 статья УК РФ. Когда ее принимали, то никто не предполагал, что она станет применяться против предпринимателей. Их представители в Госдуме тоже голосовали за нее. Лишь спустя некоторое время правоохранительные органы смекнули, что ее формулировки позволяют использовать их для обвинения бизнесменов в мошеннических действиях и других преступных деяниях.

Сегодня по этой статье сидят около 100 человек. Вроде бы не так много, но проблема в том, что под нее можно подвести не просто отдельного бизнесмена, а все руководство компании, обвинив ее в создании преступной группы. Если следователю не удается вменить предпринимателю преступные деяния по другой статье, он всегда может переквалифицировать дело по статье 210. А она, помимо всего, предусматривает содержание обвиняемого под стражей.

По словам уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, сегодня эта статья превратилась в эффективный инструмент для осуждения бизнесмена, уничтожения его бизнеса. А так как использование 210 статьи предусматривает более суровое наказание, то обвиняемый переводится в блок СИЗО с более суровыми условиями содержания.

Борис Титов признает, что пока все попытки как-то смягчить формулировку статьи или вообще ее упразднить не приносят успеха несмотря на то, что с такими просьбами обращались к высшим руководителям страны. Да, есть локальные успехи, когда некоторых обвиняемых удавалось освободить от наказания. Но в целом положение остается весьма печальным.


В суд за правдой нет смысла идти

Жестокие расправы над бизнесом проистекают из того, что в обществе по-прежнему сильно негативное к нему отношение, считает профессор кафедры гражданского права ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ» Юрий Беспалов. А правоохранительные органы и суды транслируют эти настроения.

По мнению правоведа, применение 210 статьи по отношению к бизнесу – это даже не ошибка, а свидетельство дефектности нашего законодательства. Причем статью применяют к разным видам предпринимательской деятельности, закон не предусматривает разграничений по их разновидности. То есть любой бизнесмен, занимающийся любым видом бизнеса, может быть привлечен к уголовной ответственности.

В настоящем суде люди ищут правду, но, когда предпринимателя судят по этой статье, об истинном правосудии речь уже не идет. Тем более у нас в судебном процессе отсутствует подлинная состязательность, зато ярко выражен обвинительный уклон. А 210 статья так сформулирована, что она легко позволяет признать подсудимого или группу подсудимых виновными.

Все дело в том, что в основе 210 статьи лежит постулат о формировании организованной группы внутри некой структуры. Но любой бизнес предполагает создание организованных групп, без них он не в состоянии функционировать. Это позволяет привлечь к уголовной ответственности не только руководителя, но и его подчиненных. А так как задача любого бизнеса извлечение прибыли, то тут уже совсем недалеко до того, чтобы их деятельность квалифицировать как преступное деяние с целью наживы.

Как подчеркивает Юрий Беспалов, следователь не должен смешивать два процесса: создание группы с целью ведения бизнеса и получения прибыли и создания группы для совершения действительно преступных деяний. Но на практике часто правоохранители сознательно или по ошибке одно принимают за другое. Они исходят из того, что основной признак ОПГ – это ее структурированность. Но это же и основной элемент бизнеса. Если есть цель посадить человека, уничтожить или отнять у него дело, 210 статья создает для этого максимально благоприятные условия. Грех ими не воспользоваться. Что и происходит.


Без вины виноватые

Сегодня у правоохранительных органов отработана целая методика, как добиться своих целей. Одним из самых эффективных способов является арест подозреваемого, чтобы он сознался в своих преступлениях. А если еще затянуть следствие, то ситуация для человека становится невыносимой. К тому же 210 статья позволяет бизнесмена или арестованного вместе с ним бухгалтера, кассира держать в одной камере с убийцами и насильниками. Причем выйти на свободу до суда под подписку о невыезде невозможно.

Легко представить, какому мощному психологическому воздействию подвергаются люди. В этой ситуации оговорить себя – это способ избавиться от невыносимых условий заключения. По словам Юрия Титова, 70% бизнесменов получают предложения признать свою вину.

А мы помним, как говорил известный сталинский юрист Андрей Вышинский: «признание – царица доказательства». Можно представить, сколько же без вины виноватых сидят у нас в лагерях и тюрьмах.


Война против своих

Нужно срочно проанализировать правоприменение статьи 210, допускаемые злоупотребления и ошибки при ее использовании, считает адвокат Владимир Горелик. А также выявить и наказать конкретных следователей и прокуроров, которые применяют ее в своих корыстных целях.

Использование 210 статьи оказывает сильное негативное воздействие не только непосредственно на тех, кто по ней обвиняется. Это сильнейший удар по их семьям, женам и детям. Они получают психологическую травму на многие годы. Есть даже статистика, что обвинение по этой статье приводит к росту разводов.

Помимо прочего, давление на бизнес при помощи сфабрикованных уголовных дел является серьезным нарушением прав человека. Это к тому же большая экономическая проблема. Невозможно сосчитать, сколько людей отказались заниматься предпринимательством из страха быть обвиненным по 210 или другой статье. У нас уголовных статьей, по которым можно привлечь предпринимателя к ответственности, меньше не становится. А вот количество бизнесменов постоянно сокращается. Было бы неверно в этом винить исключительно УК и правоохранительные органы. Но то, что они вносят в эту негативную тенденцию достойный вклад, сомнений нет.

В России государство продолжает бесконечную войну со своим народом. Сейчас уже и не припомнить точно, когда она началась. Но самое печальное другое – невозможно сказать, когда она завершится.

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Минстрой России: на что он может влиять, а на что – нет при выполнении программы в 120 млн. кв. метров жилья в год.

Одна из бед нашего бизнеса – это плохая коммуникационная среда. А без нее невозможно решать многие актуальные вопросы.

Александр Князев (НОСТРОЙ): почему не все строители смогут вернуть деньги из компфондов исключенных СРО

Российский клининг: выбор не велик, либо умереть, либо вернуться в «белую» зону

Что принесла обязательная сертификация цемента в нынешнем виде для отрасли.

Любовь Цветкова о политической роли Ассоциации инвесторов Москвы

Темное далёко девелопмента не за горами, а чиновники штампуют законы, чтобы добить тех, кто остался

«профайн РУС»: для работы в России необходимо понимать ее географию

Компания REHAU: 20 лет на российском строительном рынке

Александр Ручьев: сегодня не стоит начинать девелоперский бизнес в России


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Лучше нет красоты, чем смотреть с высоты...
Наверх