Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Новая модель в СРО: разрушительное созидание малого бизнеса в строительстве. » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +4 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
31 окт 07:00Бизнес

Новая модель в СРО: разрушительное созидание малого бизнеса в строительстве.

Любое дело приносит положительный результат, если оно выполняется честно, с соблюдением всех законов. Этот принцип в полной мере относится и к саморегулированию в строительстве.

На поприще саморегулирования и малого бизнеса в строительстве сломано немало копий. Существуют самые противоположные и полярные мнения о том, необходимо ли оно, каким путем должно развиваться? Мы решили поговорить на эту тему с практиком. Сегодня наш гость – генеральный директор СРО «Уральское объединение строителей» Сергей Ренжин.

– Сергей Васильевич, скажите, пожалуйста, сколько компаний на сегодняшний день входит в ваше объединение, и есть ли случаи исключения из СРО?

– Сегодня в объединение входят 1539 строительных компаний. Мы являемся одной из крупнейших саморегулируемых организаций в России и самой крупной в нашей области. Что касается случаев исключения, то, конечно же, они есть. Основной повод –несоответствие требованиям действующего законодательства. В частности, если компания не соответствует квалификационным характеристикам по оснащённости трудовыми кадрами, то в этом случае она подлежит исключению.

– На майском съезде саморегулируемых организаций в строительстве остро стоял вопрос о компенсационных фондах. Сегодня этот вопрос снят с повестки дня или ещё нет?

– Вопрос, который поднимался на съезде, – нехватка средств компенсационных фондов. Говорилось прежде всего о саморегулируемых организациях, которые в силу тех или иных причин растеряли свой компенсационный фонд. Говоря о нашей СРО, могу с гордостью сказать, что мы существуем с 2009 года и за всё время нашей работы ни одной копейки средств КФ никуда не пропало. Это не просто слова. Об этом есть акт проверки Ростехнадзора. Вы, наверное, знаете, что все СРО по распоряжению Заместителя Председателя Правительства РФ были проверены. Мы с честью прошли такую проверку: в акте проверки Ростехнадзора показано, сколько денежных средств должно быть, у нас ровно столько и есть.


Сергей Ренжин: «Мы видим, что технологии быстро развиваются, а содержание ГОСТов и стандартов сильно отстаёт от реалий сегодняшнего дня. С одной стороны, можно говорить о чрезвычайно большом количестве нормативов, стандартов, которые необходимо соблюдать, а с другой стороны, мы видим, что они очень устарели».


– Чем вызвано то, что у вас деньги целиком сохранились? Потому что вы работаете с надёжными банками? Или есть какие-то другие причины?

– Мы изначально свою работу строили в строжайшем соответствии с действующим законодательством. Это и позволило нам полностью сохранить весь компенсационный фонд.

– Опять позволю себе вернуться к съезду. Если вы помните, в его начале выступил вновь назначенный руководитель Минстроя Владимир Якушев. В своей речи он говорил о большой занормированности строительной отрасли. Как вы считаете, это действительно так. И в чем она проявляется?

– Скорее, здесь речь идёт об устаревших ГОСТах, стандартах, которые сейчас не нужны. Мы видим, что технологии быстро развиваются, а содержание ГОСТов и стандартов сильно отстаёт от реалий сегодняшнего дня. С одной стороны, можно говорить о чрезвычайно большом количестве нормативов, стандартов, которые необходимо соблюдать, а с другой стороны, мы видим, что они очень устарели.

– Я хорошо помню, когда разрабатывали законопроект о саморегулировании, он имел много как противников, так и сторонников. Тем не менее, он был принят. Можно ли сказать, что институт саморегулирования в нашей стране эффективен или всё-таки его нужно реформировать в значительной степени?

– Давайте заглянем в глубь истории. Посмотрим ФЗ 2005 года. В нем шла речь о саморегулировании как об институте гражданского общества, когда ответственность идет, по сути дела, даже не за счёт средств компенсационного фонда, а за счёт ответственности самих участников рынка. Я не знаю, утопичен ли такой подход в нашей стране или нет, но первая версия саморегулирования, которая была принята в 2009 году, по моему глубокому убеждению, пошла по несколько неправильному пути.


Сергей Ренжин: «Да, есть подрядные фирмы, которые занимаются демпингом, а затем не могут построить объект. Но существует и обратная «сторона медали». Срыв сроков зависит и от несвоевременной оплаты работ заказчиком (задержки доходят до 2-3 месяцев!), от того, что нет согласования заказчика по дальнейшим действиям в том случае, если строительство в существующих проектных решениях не может быть выполнено».


Почему? Чрезвычайно завышены средства компенсационного фонда. Есть гораздо более эффективный механизм компенсации – страхование. Страховка значительно дешевле!

– Вечный русский вопрос: что же в этой ситуации делать?

– Выше я говорил о первой версии строительного саморегулирования. В 2016 году принята новая версия саморегулирования. Я её называю Новой моделью. Она ничего общего не имеет с предыдущей, кроме названия и основных институтов. По большому счёту, эта новая модель вводит для строителей имущественный ценз. Таким образом, государство очень чётко говорит: есть у нас разделение на микро-строительный бизнес и на все остальные компании. Мы сейчас идём по пути укрупнения строительного бизнеса. Это заметно по самим строительным компаниям.

– Укрупнение принесет пользу рынку?

– На первый взгляд, чем крупнее компания, тем больше вероятность, что она устойчивее, что соблюдаются стандарты и требования строительства. С другой стороны, большие компании сложны в управлении. Как правило, банкротятся «монстры» рынка. Поэтому роль малого бизнеса очень важна в стройке.

– Государство продолжает ужесточать работу крупных и средних строительных компаний постоянными изменениями в 214-ФЗ. Как ваши застройщики подготовились к этим переменам. Это же ведь достаточно жёсткие условия. Все ли выдержат? Все ли справятся?

– Пожалуй, прошло слишком мало времени – лишь несколько месяцев после вступления в силу этого закона. Наверное, рано пока делать выводы, потому что все крупные застройщики устремились на площадки, чтобы успеть завершить проекты по старым схемам. Тем не менее, мы видим, что делаются определенные шаги в новом направлении. Налаживается сотрудничество с банками. «Сбербанк», например, разработал специальный продукт для строителей. Тоже самое сделал «Альфа-банк». У нас с этими банками подписано соглашение: мы помогаем строителям решить вопросы с банками на лояльных условиях.

– В регионе наверняка есть обманутые дольщики. Как он справляется с этой проблемой?

– Нужно отдать должное нашей власти в том, что эта проблема решается. Находятся новые застройщики, им передают объекты в управление, и они достраиваются.

– «Национальное объединение застройщиков» опубликовало информацию о том, что практически все крупные застройщики России в разных регионах не исполняют график сдачи объектов вовремя. Насколько эта проблема актуальна в вашем регионе?

– Задержка графиков строительства – не то, чтобы тренд, но такое случается. По проблемным объектам мы получаем оперативную информацию, воздействуем на подрядную организацию, помогаем найти точки соприкосновения с муниципальным заказчиком.


Сергей Ренжин: «Что касается недобросовестности подрядчиков – здесь, прежде всего, стоит говорить о демпинге на аукционах. Для снижения уровня демпинга мы инициировали предложение к Минфину РФ распространить имеющуюся в 44-ФЗ антидемпинговую меру на строительство. Суть существующей антидемпинговой меры: поставщик товара для нормального жизнеобеспечения, предложивший цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной цены, обязан представить заказчику обоснование цены. Распространение этого правила на строительство позволит исключить участие в аукционах недобросовестных строителей».


Да, есть подрядные фирмы, которые занимаются демпингом, а затем не могут построить объект. Но существует и обратная «сторона медали». Срыв сроков зависит и от несвоевременной оплаты работ заказчиком (задержки доходят до 2-3 месяцев!), от того, что нет согласования заказчика по дальнейшим действиям в том случае, если строительство в существующих проектных решениях не может быть выполнено.

– Каким образом эта проблема может быть решена?

– Мы предложили Минстрою России ввести поэтапную оплату работ и десятидневный срок для подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ. Отрадно, что эти предложения будут предусмотрены в типовых контрактах, которые в настоящее время разрабатывает Минстрой РФ и которые появятся в начале 2019 года. Десятидневный срок мы предлагаем Минфину РФ закрепить и в 44-ФЗ для работы с аукционами.

Что касается недобросовестности подрядчиков – здесь, прежде всего, стоит говорить о демпинге на аукционах. Для снижения уровня демпинга мы инициировали предложение к Минфину РФ распространить имеющуюся в 44-ФЗ антидемпинговую меру на строительство. Суть существующей антидемпинговой меры: поставщик товара для нормального жизнеобеспечения, предложивший цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной цены, обязан представить заказчику обоснование цены. Распространение этого правила на строительство позволит исключить участие в аукционах недобросовестных строителей.

Сегодня все предложение к Минфину приняты к работе. Если говорить о невозможности выполнения работ в рамках проектных решений, то я считаю абсолютно правильным перейти в BIM-технологии.

– Сергей Васильевич, какой объем строительства жилья был в 2016-2017 годах в регионе и каковы тенденции 2018 года? Будет рост? Будет стагнация? Или сокращение ввода?

– С удовлетворением могу отметить, что в августе 2018 года на 7% превышены показатели предыдущего периода. У нас идет подъем в части строительства жилья. Другое дело, чем он вызван? Экономическими или законодательными причинами, надо разбираться. Тем не менее, мы видим позитивную динамику. И это прекрасно!

– Президент объявил в мае месяце в своих указах, что нужно строить ежегодно 120 млн кв. м. жилья. Если суммировать по России частное и многоквартирное домостроение, то получается максимум, что на сегодняшний день можно построить, – 80 млн кв. м. жилья. То есть нужно увеличить в полтора раза объемы ввода. Уральские строители вообще готовы к такому рывку?

– К сожалению, намерения еще не нашли реального воплощения в каких-то конкретных вещах, конкретных цифрах. Строители хотят строить больше жилья. Но нужна земля с сетями и дорогами, а также финансирование. Если власти не готовы предоставлять эту инфраструктуру, то создавать ее за свой счет строительные компании не станут. Поэтому вопрос опять сводится к деньгам. При достаточном бюджетном финансировании того же социального жилья городу Екатеринбургу хватит средств для сооружения объектов.


Сергей Ренжин: «Ключ всех проблем – это деньги, недостаточное финансирование».


– Если охарактеризовать кратко, какая сегодня основная проблема у подрядных организаций?

– Достаточно большая проблема – недостаток оборотных средств. Если глубже посмотреть на эту проблему, то она заключается в том, что львиная доля денежных средств остается у застройщиков. Если вы представите всю цепочку строителей, то деньги остаются наверху.

– Эта ситуация связана с падением качества строительства?

– Качество строительства напрямую зависит от недофинансирования. Нормальный собственник будет искать более дешевые строительные материалы и более дешевую рабочую силу, порой не самую квалифицированную. Формально дом стоит, формально он сдан, но на самом деле качество оставляет желать лучшего. Ключ всех проблем – это деньги, недостаточное финансирование.

– Инвестор и заказчик могут быть в одном лице. Он так делает, потому что хочет больше на этом заработать. А потому все равно будет выжимать последнее и давать минимум подрядной организации. Что в этой ситуации делать?

– Нами было достигнуто соглашение с ключевыми банками Свердловской области. Был создан уникальный продукт. Его назвали «День Строителя». Банки готовы выдавать льготные кредиты, а банковский трейдер – льготные банковские гарантии.

Считаю, что нашему государству стоит задуматься о комплексных мерах поддержки малого бизнеса в стройке. Те наши инициативы, о которых мы сегодня говорили, – конечно, системный труд, но это всего лишь усилия отдельной организации. Хотелось бы объединенной работы на высшем уровне.

Беседовал Александр Гусев

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Одна из бед нашего бизнеса – это плохая коммуникационная среда. А без нее невозможно решать многие актуальные вопросы.

Александр Князев (НОСТРОЙ): почему не все строители смогут вернуть деньги из компфондов исключенных СРО

Современное  производство в России: Мы вас "добъем" проверками, но вы держитесь….

Для стройиндустрии России The Big 5 Show – ворота в большой регион

Любовь Цветкова о политической роли Ассоциации инвесторов Москвы

Темное далёко девелопмента не за горами, а чиновники штампуют законы, чтобы добить тех, кто остался

Ruukki – это бренд, который действительно работает на бизнес

«профайн РУС»: для работы в России необходимо понимать ее географию

Компания REHAU: 20 лет на российском строительном рынке

Александр Ручьев: сегодня не стоит начинать девелоперский бизнес в России


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх