Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Правительство решило подкормиться с бензоколонок, что неизбежно приведет к повышению стоимости жилья. » Информационное агентство "Строительство"

Региональная версия ТАТАРСТАН Перейти на региональный сайт
  Москва 0 °C, снег.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
18 июн 07:00Власть

Правительство решило подкормиться с бензоколонок, что неизбежно приведет к повышению стоимости жилья.

Автор: Анна Журба

 В стране с гигантской добычей нефти цены на горючее растут все быстрей. Это ли не  яркое свидетельство неспособности правительства проводить эффективный экономический курс

Повышение стоимости  бензина и дизельного  топлива  стало одной из самых обсуждаемых тем. По данным Росстата, с начала 2018 года цены на них  выросли на 7-8%, и не похоже, что этот процесс собирается останавливаться. Это влечет за собой повышение цен почти на все товары и услуги, начиная от продуктов питания и заканчивая коммунальными услугами.  Скорее всего, коснётся эта тенденция и сферу строительства. Возможно, на стоимости квадратного метра жилья это отразится не сразу. Но цены на отдельные стройматериалы  и логистические расходы  однозначно поползут вверх, что в итоге затронет и стоимость конечного предложения.


Откуда вообще берутся топливные кризисы?

В нашей постсоветской истории они возникали  уже трижды. Сначала  начинается  экономический кризис в стране. Правительство берет  управление рынком бензина и дизельного топлива на себя, и рыночные механизмы действовать перестают. После того, как пик кризиса пройден, оно забывает вернуть этот сегмент к рыночным методам регулирования. Нарастает убыточность производства бензина и дизельного  топлива, появляется дефицит, закрываются малые компании, которые занимаются торговлей в розницу. После этого коллапса и происходит скачок цен.  Образовывается  государственная комиссия, которая возвращает рынку рыночные механизмы управления. И до следующего кризиса мы живём более или менее спокойно.


Как на  этот раз?

В 2014 году, когда произошёл обвал цен на нефть, у нас начался экономический кризис, который был усугублён введением санкций. В соответствии с описанным выше сценарием правительство перехватило управление рынком. В первой половине 2015 года это было необходимо,  иначе нашей экономике пришлось бы совсем плохо,  если бы  неконтролируемо стала  подниматься  стоимость бензина. Но и позже цены не выросли так, как они должны были бы вырасти из-за падения курса национальной валюты. Сейчас стоимость бензина не соответствует реальным затратам.


Производить бензин  невыгодно?

По данным члена комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты России, ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, на май месяц   производство и продажа бензина приносила убыток в 7 тыс рублей за тонну. С дизельным топливом полегче – там убыток был 3 тысячи рублей за тонну. Но всё равно это потери.  Ясно, что в таких условиях выпуск горячего  падал. В результате, если у нас в 2014 году перерабатывали 95% всей нефти на бензин, то в 2017 году эта цифра снизилась до 80%. То есть 15% нефти уходит на нефтехимию. 

Убытки, которые возникали   от продажи бензина и дизельного топлива, компенсировались увеличением цен на другие виды продукции. Надо сказать, что любой нефтеперерабатывающий завод производит более 500 видов продукции. В частности, сейчас все интересуются ценами на авиа керосин, потому что в период отпусков билеты на самолёты дорожают, и это в том числе связано со стоимостью  топлива. Так вот, авиа керосин, например, за прошлый год подорожал на 25% именно из-за того, что не давали адекватно расти ценам на бензин и дизельное топливо.


Почему  бензин и дизельное топливо такие дорогие?

Если мы поглядим на структуру розничной цены бензина и дизельного топлива, то увидим, что 70% цены – это в чистом виде налоги. Причем половину ее составляют акцизы и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

За период  последнего кризиса с 2015 года акциз на бензин вырос ровно в два раза. Если в первом полугодии 2015 года он составлял примерно 5500 руб. за тонну, то с 1 января 2018 г.,  был увеличен до 11 213 руб. Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то он зависит от цены на нефть на мировом рынке. И за 2017 год увеличился на 23%.

Рост налогов, естественно, приводит либо к росту цен, либо к увеличению убытка от производства нефтепродуктов. Сейчас перед правительством стоит дилемма: или отказаться от части налогов, или оставить всё, как есть,  и довести страну до бензинового кризиса. И в конечном итоге, до сумасшедших скачков цен – до 40 рублей за сутки. А это никому не нужно.


А что правительство?

Решиться на большое снижение налогов правительство не может. То, что они с 1 июня снизили  акциз на 3 000 руб. на бензин и на 2 000 руб. на дизельное топливо, привело к тому, что сейчас у нас убыток от продажи одного литра бензина составляет вместо пяти рублей, три рубля. С дизельным топливом ситуация получше, там убыток сократился с двух рублей до одного.  Но и при таком раскладе работать не выгодно и долго продолжаться такая ситуация  не может. Компаниям надо либо сворачивать свою деятельность,  либо поднимать цены.


Что можно сделать, кроме как снизить налоги?

По мнению эксперта, во-первых, нужно укрепить курс национальной валюты. У нас сейчас самый дешёвый бензин в Европе и Юго-Восточной Азии. Исключение составляют маленькие государства, в которых нерыночные механизмы образования цен –  Казахстан и Беларусь. Благодаря тому, что цены у нас самые низкие в евро, наши производители бензина стремятся к его  экспорту. То есть, возникает очень сильный стимул для того, чтобы вывозить топливо за пределы России. Но власти с помощью  административных мер  компаниям не дают это делать в достаточных объёмах. Если курс укрепится хотя бы до 60 рублей за евро, то разрыв снизится, и стимула для экспорта будет меньше. А надо заметить, что экспорт бензина с января по апрель этого года вырос на 50%.

Во-вторых, поднять таможенные пошлины. Внутренний рынок надо ограждать от внешнего. У нас в 2014 году таможенная пошлина на вывоз бензина составлял 360 евро за тонну. Сейчас -  36 евро за тонну. Как могло так получиться, что при развале бензинового рынка мы при этом еще и снизили таможенную пошлину, это надо спрашивать у правительства, потому что объяснить логически подобного рода ходы просто невозможно.

Рост цен на бензин неизбежно вызовет инфляционную волну. Одна из отраслей, которая она накроет особенно сильно, это строительство. Здесь перевозки играют ключевую роль. И увеличение цен может коснуться  самой широкой  номенклатуры. И как результат – на  конечный продукт, то есть на жилые метры. А они и без того распродаются плохо. Некоторые застройщики уже объявляют о повышении стоимости квадратного метра.

Так что, если ситуация в строительном секторе и на рынке недвижимости в ближайшее время ухудшиться, удивляться не стоит. Причина для этого очевидна. 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
В саморегулировании произошел естественный отбор

АРХ Москва 2018: Архитекторы отодвинуты от пространственного освоения страны

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

Реновация и реконструкция в Москве: для чиновников первое - любо, второе – кость в горле.

Чиновники снова решили заняться саморегулированием, но, возможно, лучше бы они этого бы не делали

Страна не готова к кадастровой реформе, но это не мешает ее проводить

Хамит Мавлияров: Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: о реновации, рыночных отношениях и градпланировании

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
По уровню все в порядке
Наверх