Москва +24 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
19 июн 07:00Власть

Николай Кошман (Президент АСР): новому руководству Минстроя придется разгребать старые завалы и вернуть стройиндустрию…

Автор: Александр Гусев

Николай КошманСтроительная отрасль нуждается в реформировании. А начинать надо с реформы ее управления 

В последнее время строительная отрасль явно буксует, несмотря на прилагаемые усилия,  никак не может разогнаться.  Становится все более очевидным, что в ее механизме надо многое менять.  Эксперты высказывают разные мнения на этот счет.  О своем виденье ситуации мы попросили рассказать Президента Ассоциации Строителей России, заслуженного строителя РФ  Николая Кошмана.  

- Произошла смена руководителя министерства. Человеку, пришедшему из региона, который, как говорят, был хорошим губернатором, но которому предстоит заниматься колоссальной отраслью, что бы вы посоветовали в новом качестве?

- Хочу сказать, что Тюменская область, особенный регион, я там в свое время проработал семь лет. И подбор кадров там осуществлялся очень взвешенно.  Хотя я не знаю близко нового министра, но могу предположить, что имеющий у него опыт дает ему основание возглавить министерство. Другой вопрос, какое наследство он получил? А он получил разваленное хозяйство По отчету Счетной палаты на 1 января 2017 года объем незавершенного строительства составил 3,5 трлн руб. И каждый год эта сумма прирастает почти на 1 трлн руб. Плюс еще долги по ЖКХ  в размере 1,5   трлн руб. Итого свыше 5  трлн руб. То есть, ведомство надо разгонять и формировать по новой.


Николай Кошман: «Новому министру надо самым детальным образом разобраться с персональным составом ведомства, с его структурой. Должен быть аппарат, который определяет строительную политику государства»


- В чем вы видите причину такой ситуации?

- Главная причина в том, что в министерстве нет хорошей команды. Новому министру надо самым детальным образом разобраться с персональным составом ведомства, с его структурой. Должен быть аппарат, который определяет строительную политику государства. Сейчас я этого не вижу.  Приведу два примера. В свое время был ликвидирован Архстройнадзор. А это орган, который заходил на любую стройку, проверял ее, если надо останавливал.  Если возникала необходимость, он обращался к госэкспертизе, сметчикам и так далее. То есть занимался всеми вопросами. А что сейчас? Есть  Гостройнадзор на федеральном, региональном  и муниципальном уровне. И все эти уровни между собой не связаны. Когда я узнал об этом, то был поражен. Прежнее министерство было против такого единения. Но тогда это уже не министерство, а какое-то агентство.     Гостройнадзор должен проводить периодические совещания в федеральных округах, на которых рассматривать вопросы качества и безопасности строительства, проводить  учебу.  Без согласия министра в субъектах Федерации не должно производиться ни  одно назначение на ответственные должности в строительстве. Тогда  выстраивается управленческая вертикаль.  А ведь сегодня захотел подрядчик никого к себе не пускать и  не пускает.

То же самое касается экспертизы. Новые материалы, новые технологии, все это должно идти от головы. Должны происходить регулярные встречи для обсуждения актуальных вопросов: что является  нормой проектирования, какие применяем материалы, технологии. Давайте вместе думать, почему у нас горит все, что мы строим. У нас есть уникальный материал – пеностекло, но его почти никто не желает использовать. Там, где к стройке подходят по хозяйски, там берут этот материал.

Или такая тема – контрафактная продукция, сегодня это большая проблема. Вот недавно производители цемента собирались в Новосибирске, обсуждали вопросы борьбы с подделками. Но кто должен быть идеологом этой кампании? Министерство. Проблема очень острая. В Омске из-за плохого качества строительства обрушилась казарма, погибли курсанты.  Я помню, когда стали разворачивать цементную промышленность, то проверяли каждый мешок. 

Из всего вышесказанного и вытекает основная задача нового министра – решить в своем ведомстве кадровую проблему.

- А какие еще первоочередные задачи вы можете назвать?     

- Вернуть промышленность стройматериалов из ведения Минпрома в Минстрой. Я не знаю, как так получилось, что отрасль оказалась там.  Нам требуются  в строительстве новые материалы и технологии. Нам нужно смотреть, что уже есть в других странах и не выдумывать самим велосипеды.  У нас многое в России не производится и с помощью иностранцев можно налаживать выпуск инновационной продукции. И не только зарубежной. Вернусь к пеностеклу. Два наших специалиста 10 лет занимались созданием этого уникального производства. И министерство обязано всячески продвигать эту продукцию, потому что она обеспечивает пожарную безопасность. Если проектировщик не закладывает такой материал, его следует просто увольнять.

- В своем первом публичном выступлении Владимир Якушев высказал тезис, что нельзя  занормировать отрасль. Но ведь у нас с нормированием беда.

- Вы правы, смотрите ситуацию с ценообразованием. Огромное воровство, руководитель этого ведомства сам занимался различного рода манипуляциями с ценами.  Приходили некие люди и предлагали вместо новых труб использовать старые. Так и поступали. А разницу клали себе в карман. И все это происходило при попустительстве Минстроя. Он потерял свое лицо.  На строительстве космодрома скандал, а никого из Минстроя там нет, трагедия в Кемерове, их там тоже нет.


Николай Кошман: «Нужно вывести из подчинения руководителей регионов главных архитекторов, в областных городах они  должны подчиняться   председателю правительства. Тогда   утвержденные генеральные планы городов будут законами»


- Сегодня идет реформирование системы ценообразования в строительстве.  В частности, запустили  ФГИС ЦС. Однако многие строители жалуются, что система не отрегулирована.

- Не удивительно, потому что люди, которые внедряют эту систему, не достаточно компетентны в этом вопросе. И так, к сожалению, во всем. Вопрос градостроительной политики. Я смотрю, что происходит в Москве, многое делается хорошего.  Но огромные тротуары отнимают у проезжей части часть  полос. Спрашивается зачем? Плитка, которую стелют повсюду, какие нормативы используют для этих работ? Год она лежит,   затем ее меняют, при этом засыпают ливневую канализацию. Снова приходится ее восстанавливать. Смотреть на все это печально.

Кто за всем этим следит? Нужно вывести из подчинения руководителей регионов главных архитекторов, в областных городах они  должны подчиняться   председателю правительства. Тогда   утвержденные генеральные планы городов будут законами. Мне известен один город в стране, который  развивается по генплану – это Геленджик. Там снесли 34 построенных незаконно дома. А посмотрите Сочи, вырыли прекрасные тоннели из  аэропорта в город. А рядом стоят высотки, в которых невозможно жить.

Вопросы территориального планирования тоже относится к компетенции Минстроя. Ведь все должно быть взаимоувязано.

- Перед отраслью стоит задача – к 2024 году вводить в эксплуатацию 124 млн. кв. м жилья. Насколько она достижима?

- Давайте сначала разберемся с тем, что построили в 2017 году. Отчитались за 80 млн кв. м. Но половина этих площадей  -  частное строительство.  Спрашивается, какое отношение имеет Минстрой к этому сектору? Ведь это обман. Люди все делают сами, государство им не помогает. Поэтому сами можете понять, насколько реальна эта задача.

- А что делать с обманутыми дольщиками, столько лет не можем закрыть этот вопрос, на смену одним приходят другие?

- Решить его совсем не сложно, нужно внести в 214-ФЗ поправку: за строительство жилья по ДДУ руководитель муниципалитета несет персональную ответственность.  И все! Начинается стройка, муниципалитетом выделяется земельный участок, лимиты на воду, газ, электроэнергию. Местная власть получает за это плату, и ее больше ничего не интересует. И совсем иное будет отношение при персональной ответственности. В Московской области все разрешения на строительство выдаются из единого центра, тем самым районы исключены из этого процесса. Свое решение   областные власти аргументируют борьбой с коррупцией. Только пока не заметно ее сокращение. Это не тот метод.

И второй способ – страхование ДДУ. Деньги должны резервироваться на спецсчете.  Строительная компания выполнила определенный объем работы, получи очередной транш. И тогда не будет ни воровства, ни нарушений.


Николай Кошман: «Нужно внести в 214-ФЗ поправку: за строительство жилья по ДДУ руководитель муниципалитета несет персональную ответственность»


- Как вы полагаете, удастся ли новому руководству разобрать завалы в ЖКХ?

- Первое, что следует сделать – провести инвентаризацию всего хозяйства. Никто не знает, в каком оно состоянии. Если  это не сделать, то министру будут так же врать, как и врали. После инвентаризации принять закон о финансовом оздоровлении отрасли. Нужно искать способы погашения долгов, а если это невозможно, их надо списывать.  Надо начинать с чистого листа. У нас многие коммунальные предприятия закрываются по причине финансовой задолженности.

Следующий вопрос – нормативная база и ценообразование,  этой системы у нас нет.   Сегодня во многом всем этим регулирует УК или ТСЖ.  ЖКХ отдано им на откуп. Нужно внедрять новые материалы и технологии, они есть, но их используют недостаточно. Зато 70% используемых утеплителей пожароопасны. И тут свое слово должен сказать Минстрой с МЧС. Отчисления на капремонт, нужна градация по срокам постройки здания. Новостройки нельзя приравнивать к домам, которым десятки лет.

- Минстрой в качестве реформирования ЖКХ выбрал направление сдачи объектов в концессию. Как вы смотрите на эту практику?

- Все концессионные соглашения должны строго выполняться, сдаваться вся отчетность.  Она должна отслеживаться Минстроем. И если что-то не выполняется, срочно принимать меры. Но главное, на каждом направлении должны работать профессионалы. Я знаю многих из них, но их к работе не привлекают.  Специалисты у нас не нужны. Вот только без них ни одно дело толково не сделать.

Беседовал Александр Гусев

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
В саморегулировании произошел естественный отбор

АРХ Москва 2018: Архитекторы отодвинуты от пространственного освоения страны

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

Реновация и реконструкция в Москве: для чиновников первое - любо, второе – кость в горле.

Российская стройка: на каком этапе и где спрятаны ее слабые звенья

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: о реновации, рыночных отношениях и градпланировании

Бюджеты российских городов: кому вольготно и весело живется на Руси...

Николай Кошман: Минстрой обязан сформировать строительную политику в России

Почему Внешэкономбанк России помогает американцам? Может быть его руководство просто не в теме…

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Москва все строится, торопится...
Яндекс.Метрика
Наверх