Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Как Москва отрывается от регионов России » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +10 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
02 июл 07:00Власть

Как Москва отрывается от регионов России

Автор: Владимир Гурвич

Как Москва отрывается от регионов России Все уже давно смирились с тем, что Москва – это отдельное государственное образование на территории России. А потому и тренды развития у города во многом свои

Достаточно пройтись по московским улицам, чтобы увидеть, как хорошеет, развивается Москва. Перемены происходят с такой скоростью, что зачастую  не просто за ними уследить. Городской фасад становится все краше и краше, власти столицы на эти цели средств не жалеют. И потому становится особенно интересным, а что скрывается за этой великолепной витриной? В  «подсобных» помещениях столь же благолепно и благополучно? Этот вопрос приобретает особенную актуальность в преддверии выборов мэра.

Хуже, чем вся страна

Чтобы получить представление о ситуации в городе целесообразно сравнить экономическое развитие Москвы  за период с 2011 по 2017 года с остальной страной. Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК отмечает, что средние темпы роста  столичной экономики в целом были ниже, чем аналогичные средние показатели по России. За  это время общий объем  промышленного производства в Москве сократился на  2%, а по всей России он прибавил 1,2%. Товарооборот упал на 1%, при том, что в целом он вырос на тот же 1%. Немного лучше обстоят дела с платными услугами, они подросли  в стольном граде на 0,8% при общем сокращении на 1,1%. 

Наиболее благополучной сферой в экономике города оказалось строительство, с 2011 по 2017 год его объем увеличился на 3,6% при падении по России на 1%. Ежегодно в столице сдается 3,5 млн кв. м. жилья, это столько же сколько и в Санкт-Петербурге.  

Особенно сильно возрос грузооборот автомобильного транспорта, тут Москва далеко опередила страну, соответственно рост 14,3% и 2%.

Этот анализ показывает, что экономическое развитие столицы происходило медленней, чем в целом по стране, констатирует Игорь Николаев. Такая ситуация порождает определенные риски. Так, несмотря на то, что строительный сектор дает сильный мультипликативный эффект, он не сумел  вытащить всю столичную экономику. В городе огромные расходы на транспортную инфраструктуру, но если положение ухудшится, именно они в первую очередь подвергнутся сокращению. Таким образом, просядет весь сегмент. А это может потянуть вниз всю городскую экономику. 

Московская промышленность уходит в прошлое.

Возникает вопрос: что является устойчивым историческим трендом, а что сокращается под воздействием неблагоприятной экономической ситуации? По мнению  Натальи Зубаревич, профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, сокращение объемов промышленного производства не стоит драматизировать, это связано со структурной перестройкой  экономики города. Ушла эпоха, когда столица была крупным промышленным центром.

Важно другое, весь этот период в городе не падали инвестиции, в отличии от многих других регионов. В Красноярском крае они сократились на 15%, в Свердловской области – на 20%, в Кемеровской – аж на 40%.   В Москве же  инвестиции составляют  30%  ее бюджета.

Правда, это не спасает от волатильности стройкомплекс. Он демонстрирует нестабильность, максимальный результат был достигнут в 2015 году, в 2016 году объем ввода сократился на 14%, 2017 год был рост всего на  в 1%. Главный риск для строительного комплекса является  сжатие  платежеспособного спроса. В связи со снижением процентной ставки по ипотеки в последнее время он стал подрастать.

В Москве в отличие от большинства других регионов не сокращается количество трудоспособного населения. Правда, причины этого не слишком радуют,  происходит это  за счет миграции. Ежегодно в городе оседает не менее 50 тыс. пришельцев. Российская столица действует как пылесос, который затягивает в себя не только российских граждан, но и граждан из сопредельных стран.

Транспортный коллапс уходит в вечность

Самой сложной проблемой города на протяжении всех последних десятилетий  остается транспортная. Для ее решения делается много: на земле строятся новые дороги, в воздухе возводятся новые развязки и эстакады, под землей пробиваются все новые туннели метро. А транспорт, как стоял в пробках, так и стоит. И пока нет признаков, что положение может улучшиться.

Москва занимает  первое место в мире по совокупным расходам на строительство дорог, на организацию  дорожного движения и создания  парковочных  мест. При этом сами москвичи непосредственно из своих карманов оплачивают лишь 17% этих затрат, а вот в Германии этот размер превышает 100%, так как там считают, что автомобилисты обязаны не только оплачивать свой трафик, но и поддерживать всю транспортную инфраструктуры страны.  Иными словами, московские водители самые большие на планете бенефициары развития городского дорожного хозяйства. Правда, зачем это делается не ясно, замечает  Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, член Градостроительного совета Фонда «Сколково».  Таким образом, можно считать, что в Москве автомобильное лобби действует невероятно успешно.

Однако стоит ли этому так уж сильно радоваться? В России при ее необъятных просторах крайне сложно найти площадку для дешевого строительства. В мире давно замечено: чем богаче государство, тем у нее лучше дороги. Их же у нас катастрофически не хватает. Даже в европейской части их мало. По этому показателю мы сильно уступаем, например, Польше и Турции. При нынешних темпах дорожного строительства догоним Турцию через 100 лет. Вот потому-то и строят у нас многоэтажки в чистом поле, чего не делается нигде.

В Москве ситуация гораздо более благополучная, в городе на 4-4,5 млн автомобилей имеется 100 млн кв. м. асфальтового покрытия.   То есть, на одну машину приходится 20-25 кв. м. В Северной Америки этот показатель равен 30-35 кв. м. В России нет ни одного города, где этот показатель преодолел бы отметку в 40 кв. м. Если в российской столице проложить еще один МКАД,  это увеличит площадь твердой поверхности на одну машину на 1 кв. м. А вот в Бостоне на одно транспортное средство его приходится 200 кв. м. Вот где  можно ездить в полное свое удовольствие. А в Москве если вдруг в одно прекрасное утро  на дороги выедут все столичные автомобили, то город встанет на годы.

Как подчеркивает Михаил Блинкин, эту ситуацию в целом изменить невозможно. И никакое дорожное строительство не поможет. Это не означает, что не надо строить, благодаря новым проектам  удается решать локальные проблемы. Где-то положение улучшается, но общий баланс останется неизменным.

В городе разворачивается сверхмасштабный проект по реновации старого жилого фонда. Вот только непонятно, как решать вопрос с парковками. Чтобы машины  не заполоняли дворы, под каждым многоэтажным домом должна располагаться 8-этажная подземная стоянка. Само собой разумеется, что никто сооружать их не собирается. Так что надо готовиться к тому, что все дворовые пространства будут забиты автомобилями.

Есть ли хоть какое-то решение проблемы московского автомобильного коллапса? Михаил Блинкин полагает, что пора задуматься над внедрением системы «E-road pricing». Она, например, действует в Сингапуре как часы. Ее суть проста – каждый километр  пробега машины оплачивается по специальному тарифу. Ждет ли это нас тоже?

Как живут москвичи

В целом динамика в городе уровня жизни повторяет общероссийский тренд. Другое дело, что абсолютные цифры сильно отличаются друг от друга. За период с 2014 по 2017 годы заплаты москвичей сократилась на 5%, а вот совокупные  доходы упали куда сильней – на 12%. По России эти показатели съежились соответственно на 10% и 11%.

Власти Москвы проводят свою особую политику, за три  последних года существенно сократились ассигнования на здравоохранение и образование. Это во многом связано с тем, что основные средства сосредоточены на вложения в городскую инфраструктуру. В 2017 году произошел взрывной рост на 30% расходов на благоустройство, что видно и не вооруженным взглядом. На эти цели выделено 245 млрд руб, это 12% бюджета столицы.

О бюджете Москвы следует сказать особо, по сравнению с бюджетами других городов и регионов он просто огромный. Каждый пятый бюджетный рубль имеет московскую прописку.

В 2018 году в связи с предстоящими выборами решено не снижать затраты на транспорт и  благоустройство. Политические задачи этих трат очевидны. При этом решили задобрить и самих жителей, социальные расходы возросли на 28%. Особенно сильно подросли различные столичные пособия.

Такие большие траты обеспечиваются ростом доходной части бюджета. Она выросла на 11%. Главный источник в 2017 году стал НДФЛ. В Москве максимальное сосредоточение лиц, получающих большую белую зарплату. По количеству самых высокооплачиваемых рабочих мест  Москва опережает все другие регионы.

В целом, Москва продолжает богатеть и все больше отрываться по уровню жизни от других регионов, делает вывод   Наталья Зубаревич.

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

АРХ Москва 2018: Архитекторы отодвинуты от пространственного освоения страны

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

Хамит Мавлияров: Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей

Российская стройка: на каком этапе и где спрятаны ее слабые звенья

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: о реновации, рыночных отношениях и градпланировании

В России есть территория и планирование, а вот территориального планирования нет

Почему Внешэкономбанк России помогает американцам? Может быть его руководство просто не в теме…

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх