Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Хамит Мавлияров: Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей » Информационное агентство "Строительство"

Региональная версия ТАТАРСТАН Перейти на региональный сайт
  Москва +21 °C.

Архив публикаций
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
11 апр 07:30Власть

Хамит Мавлияров: Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей

 

В сентябре 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система по ценообразованию, аспекты работы которой уже можно оценить

Заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Хамит Мавлияров в интервью ИА «Строительство» в подробностях остановился на деталях работы системы ФГИС ЦС как на федеральном, так и на региональном уровне, а также ответил на критику тех, кто называет систему несовершенной и требующей серьезной доработки. 

 

—  Хамит Давлетярович, как продвигается заполнение ФГИС ЦС? Что показали первые два месяца текущего года? Поняли ли регионы и бизнес важность и необходимость предоставления нужных сведений в систему?

— Как только система была введена в эксплуатацию, 30 сентября прошлого года, мы сразу разместили в ней сметные нормативы, правила, методики, показатели нормативов цены строительства на разные виды объектов – всю информацию, необходимую для формирования сметной стоимости строительства. Актуализация всей размещенной во ФГИС ЦС информации будет происходить постоянно. Сметные нормативы актуализируются один раз в пять лет, размещенные по результатам мониторинга данные по строительным ресурсам: оплата труда – ежегодно, строительные материалы и изделия – ежеквартально после размещения.

Анализ готовности регионов к работе в ресурсной модели показал, что пока не все готовы работать по новому методу, но при этом за первые два месяца текущего года мы отмечаем возросшую активность большинства регионов в части предоставления информации во ФГИС. С учетом готовности рынка, бюджетных заказчиков можно будет говорить о переходе на ресурсную модель ценообразования в строительстве.

Совместно с регионами мы актуализировали перечень производителей и импортеров строительных материалов, которые должны предоставлять сведения в систему. Изначальный список был сформирован на основании данных Росстата и содержал данные о более чем 57 тысяч юрлиц. Сегодня в этом списке -  около 8 тысяч юрлиц. Они должны будут предоставлять информацию в ФГИС.

Здесь еще важно отметить, что необходимость предоставления информации о цене продаж в информационную систему предусмотрена законодательно и стоимость строительных ресурсов будет формироваться в разрезе ценовых зон – регионов. Для специалистов в субъектах эта информация будет доступной и позволит определять с высокой достоверностью цену строительства объектов.

Размещенными в системе нормативами могут пользоваться все заказчики, проектные организации. Эти показатели позволят на более ранних стадиях определять с максимальной точностью предельную стоимость будущего инвестиционного проекта.

В случае, например, необходимости строительства школы, по параметрам этого объекта можно найти в ФГИС нормативы цены строительства самого объекта, инженерных сетей, благоустройства территорий и достаточно быстро посчитать предельную стоимость строительства.

Если бы не было этих нормативов, пришлось бы сначала разработать сметную документацию отдельно на каждый объект, потом всё суммировать, и только после этого увидеть итоговую стоимость строительства.


Хамит Мавлияров: «Необходимость предоставления информации о цене продаж в информационную систему предусмотрена законодательно и стоимость строительных ресурсов будет формироваться в разрезе ценовых зон – регионов».

 

— Запущенная в сентябре прошлого года система является единственной, которая будет работать на справедливое ценообразование, или это базовая система будет дополнена другими программами, которые упростят работу сметчикам и проектировщикам?

— Да, мы планируем расширение ФГИС дополнительными системами, которые потребуются для перехода на информационное моделирование, а также различными вспомогательными компонентами, в том числе направленными на укрупнение нормативов, размещенных в ФГИС.

Возьмем, например, проектирование пролетных строений моста. В обычной сметной схеме он будет состоять из 20 элементных норм, а у укрупненного норматива в системе будет одно название, к примеру, - «Пролётное строение моста с металлической балкой при нагрузке на ось в 10 тонн». Умножаем этот норматив на количество пролётов и получаем ориентировочную стоимость строительства. Таким образом, мы облегчаем для проектировщика и заказчика выбор конструктивных решений.

Все эти решения для максимального удобства работы проектировщиков будут храниться в единой библиотеке моделей, типовых узлов и элементов объектов. Использование этих оптимальных технических решений позволит, с одной стороны, сократить сроки разработки проектной документации, и с другой стороны, процедуру прохождения экспертизы.

Норматив цены строительства будет определяться на основании отобранных моделей объектов. Как я уже говорил, в системе размещены нормативные цены на строительство сетей, благоустройство и т.д. Сложив стоимость всех объектов, легко определить стоимость стройки всего комплекса.


Хамит Мавлияров: «Классификатор строительных ресурсов в части технического и сметного нормирования должен быть единым. Размещенные во ФГИС ЦС данные о строительных ресурсах являются основой для технического нормирования».

 

— Некоторые, довольно крупные производители стройматериалов, утверждают, что им нет смысла включать свои данные в систему, поскольку ФГИС ЦС – это продукт для использования в строительстве объектов только за государственные деньги, а они производят продукцию для частного домостроения. Как вы это прокомментируете?

 — Классификатор строительных ресурсов в части технического и сметного нормирования должен быть единым. Размещенные во ФГИС ЦС данные о строительных ресурсах являются основой для технического нормирования. Вся проектная документация, разработанная на строительство объектов, проходит техническую экспертизу.

С учетом того, что за бюджетные средства строятся жилые дома, например, после чрезвычайных ситуаций или еще каких-то происшествий, много жилья строится по линии Министерства обороны, МЧС и других ведомств, производимая домостроительными комбинатами продукция тоже будет проходить проверку достоверности сметной стоимости этих объектов.

В случае, если данных об используемых строительных материалах в ФГИС ЦС нет, заказчику нужно будет обосновать достоверность цены на его использование и соответствия материала всем необходимым требованиям качества. Это значительно усложнит  проведение экспертизы проектной документации и проверку достоверности сметной стоимости.

Именно поэтому все производители строительных материалов, включенные в перечень, о котором мы говорили, должны размещать информацию о своих строительных материалах в систему.

Информационную систему мы создаем не только для государства, но и для людей. Она доступна для любого гражданина, который хочет улучшить свои жилищные условия. Там он сможет получить информацию о стоимости строительных материалов, увидеть возможные затраты по их транспортировке к его стройплощадке, узнать данные об использовании машин-механизмов. Заходя в систему, человек сразу видит, какие варианты есть в его регионе, и какие в соседних. В будущем в информационной системе вместе с классификатором будут размещены и фотографические описания видов материалов. 

 

— Профессиональное сообщество проектировщиков неоднократно высказывалось о ФГИС ЦС как не до конца продуманной, требующей доработки системе. Это так? Если да, то какие доработки планируются ввести?

 — Любая новая инициатива в строительной или другой отрасли всегда активно обсуждается в профессиональном сообществе и имеет самые разные мнения.

Система, конечно, будет развиваться в части наполнения нормативов на эксплуатацию и снос объектов, внедрения различных вспомогательных программ. Для работы сметчика в части формирования стоимости строительных ресурсов система полностью готова.

В настоящее время мы продолжаем мониторить производство строительных материалов и изделий в разрезе регионов. Сегодня можно условно разделить субъекты по активности на две группы. Есть регионы, где до создания системы уже организован учет стоимости строительных материалов. Именно они обеспечили предоставление информации по своим ценовым зонам (регионам) и заполнение классификатора более чем наполовину. А в ряде регионов по разным причинам такого учета нет. В этих субъектах мы совместно со специалистами Главгосэкспертизы проводим разъяснительную работу и с рынком, и с региональными экспертизами и отраслевыми министерствами.

 

— Планируется ли со временем ввод зеркальной системы (ФГИС ЦС) на английском языке для иностранных специалистов (инвесторов)?

 — Мы проанализируем со специалистами такую возможность и примем решение о необходимости создания зеркальной системы ФГИС. При этом, мы планируем гармонизировать классификатор строительных ресурсов с данными Казахстана, Беларуси, Армении и других стран СНГ.


Хамит Мавлияров: «Полномасштабное внедрение технологии информационного моделирования и развитие соответствующей нормативной базы позволит быстро и достоверно определять затраты на весь жизненный цикл объекта с целью его эффективной реализации».

 

— Прошедший год был годом активного обсуждения внедрения BIM-технологий в строительстве. В первые месяцы этого года профессиональное сообщество пока спокойно. Означает ли это, что все проблемы по данному вопросу решены на федеральном уровне?

— Повышение эффективности расходования бюджетных средств при строительстве - одна из главных задач, которая сегодня стоит перед нами. В связи с этим, важно на этапе планирования инвестиций в строительство объекта определить возможные затраты на всю цепочку его реализации - от проектирования до ликвидации. 

Полномасштабное внедрение технологии информационного моделирования и развитие соответствующей нормативной базы позволит быстро и достоверно определять на более ранних стадиях - до разработки проектно-сметной документации - затраты на весь жизненный цикл объекта с целью его эффективной реализации.

Чтобы обеспечить всем участникам рынка возможность работать в этой модели, помимо актуализации нормативной базы в этой части, мы работаем над созданием и развитием ряда информационных систем, которые послужат основой для возможности проектирования с использованием технологии информационного моделирования. В этих системах будут содержаться исходные данные в машиночитаемом формате, то есть формате, доступном для их использования при проектировании в информационной модели. 

Речь идёт в первую очередь о системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), где будет содержаться систематизированный свод градостроительных сведений о земельных участках (расположение объектов капстроительства на участке, расположение инженерных сетей, разрешительные документы и т.д.) Эти данные необходимы для расчета затрат на размещение объекта.  Сегодня мы законодательно закрепляем за регионами обязанность своевременного предоставления информации в ИСОГД.

Вторая система, о которой мы говорим, - система технического нормирования. Там будет сформирован единый реестр всех нормативно-технических документов для информационного моделирования. Параллельно создается библиотека типовых проектных технологических и технических решений на основе разработанных проектных документаций различных объектов капстроительства. Поскольку эти решения уже апробированы, повторно включая их в проектную документацию, прохождение экспертизы не потребуется.  

ФГИС ЦС для расчета стоимости проектной документации в этой модели готова. 

Доступ ко всем системам будет осуществляться посредством «одного окна» - единый информационный портал, через который можно будет управлять проектом.

Прохождение экспертизы проектной документации в информационной модели также будет автоматизировано. Загружая модель для проверки, система за несколько минут по каждому разделу проектной документации определит соответствие всем требованиям и достоверности стоимости объекта.

Помимо этого, совместно со специалистами отраслевых организаций и ведомств разрабатываются программные продукты, которые в увязке с информационными системами позволят разрабатывать проектно-сметную документацию полностью по технологии информационного моделирования.

Все эти инструменты позволят в сжатые сроки разрабатывать проектную документацию и сократить время прохождения ее экспертизы до четырех минут вместо необходимых сегодня двух месяцев.

Законодательно обеспечение возможности подготовки проектной документации с учетом затрат на весь жизненный цикл объекта мы прописали в соответствующем законопроекте, который уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами. В документе обозначены основные понятия и подходы, касающиеся внедрения технологии информационного моделирования. Также внесен пункт о необходимости учета затрат на жизненный цикл объекта, который будет касаться разработки проектной документации, а также документации на строительство, эксплуатацию и снос. Это позволит заказчикам учитывать затраты на эксплуатацию при принятии решений о строительстве объекта.


Хамит Мавлияров: «По просьбе руководителей ряда субъектов мы законодательно закрепляем передачу на региональный уровень полномочий по контролю за порядком предоставления в систему сведений о строительных ресурсах и наделяем их правом инициировать возбуждение административных дел в отношении лиц за не предоставление необходимой информации».

 

— К вашей системе ценообразования кое-где региональная власть относилась с прохладцей. Ситуация изменилась?  

Как уже говорил, у каждого нововведения есть определенные мнения как рынка, так и специалистов, работающих в бюджетной сфере.

На одном из совещаний на площадке правительства руководителям регионов было дано поручение обеспечить предоставление в ФГИС ЦС сведений, необходимых для формирования сметной стоимости строительства. Регионы провели большую работу по уточнению перечня юридических лиц, выпускающих строительную продукцию, включенную в классификатор строительных ресурсов. 

По просьбе руководителей ряда субъектов мы законодательно закрепляем передачу на региональный уровень полномочий по контролю за порядком предоставления в систему сведений о строительных ресурсах и наделяем их правом инициировать возбуждение административных дел в отношении лиц за не предоставление необходимой информации.

Также принято решение о подготовке изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающих невозможность использования строительных материалов, данные о которых не размещены во ФГИС ЦС. Это позволит обеспечить достоверность и своевременность размещения стоимости строительных ресурсов в информационной системе.

Беседовал Александр Гусев, материал подготовила Анна Журба

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Российская стройка: на каком этапе и где спрятаны ее слабые звенья

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: о реновации, рыночных отношениях и градпланировании

В России есть территория и планирование, а вот территориального планирования нет

Война на полях кадастровой стоимости: пролетарии и бизнес всех регионов объединяйтесь

Бюджеты российских городов: кому вольготно и весело живется на Руси...

Хамит Мавлияров: турбулентность в ценообразовании заканчивается

Кадастровое законодательство: приняли «прогрессивный» закон и получаем его бурную корректировку

Почему Внешэкономбанк России помогает американцам? Может быть его руководство просто не в теме…

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Яндекс.Метрика
Наверх