Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

ЖКХ в провинции: произвол ресурсников, перетопы и недотопы » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +10 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
22 авг 07:00ЖКХ

ЖКХ в провинции: произвол ресурсников, перетопы и недотопы

Автор: Владимир Гурвич

Андрей Фролов«Знание – сила» – некогда сказал философ. Но хотим ли мы знать о том, что реально происходит в стране?

В то время как федеральные ведомства победно рапортуют о своих достижениях по развитию страны, глубинка живет своей жизнью. При этом имеет свою точку зрения на то, что происходит в отечестве. Вот только о ней редко становится известно. Мы решили исправить ситуацию и обратились к председателю правления ТСЖ «Ставрово №13» поселка Ставрово Владимирской области Андрею Фролову с просьбой поделиться своим мнением о положении дел в ЖКХ.


– Что самое трудное сегодня для вас как председателя ТСЖ?

– Сегодня самое трудное – это работа с монополистами, которыми являются ресурсно-снабжающие организации. РСО присылают нам договора с абсолютно незаполненными параметрами. Когда мы им пишем письмо о том, что без указания существенных условий в договоре отказываемся его подписывать, то они соглашаются, что мы правы. И снова предлагают подписать пустые договора. А когда мы жалуемся в ФАС, то этот орган нам отвечает, что полномочия по надзору в сфере ЖКХ, некоммерческих юридических лиц, таких как ТСЖ и ТСН с них сняли. То есть наши права может защитить только суд. Соответственно, собственникам остается только идти в суд и нанимать юристов. Таким образом, никакие надзорные органы во Владимирской области не могут повлиять на ресурсников при заключении договоров, потому что ТСЖ является некоммерческой организацией. Дальше идти некуда, только судебные отношения. А суд – это долгая история. Вот такие у нас взаимоотношения с РСО.


– Как эта ситуация отражается на практике?

– Например, зимой нас существенно перетапливают на приличную сумму или не дотапливают, что является некачественной услугой. Наша РСО монополист – делает, что хочет. По норме должно быть 60 градусов, они дают 73. Это было в теплые времена, когда на улице стояла нулевая температура, а РСО жарила квартиры так, что люди открывали форточки, выпуская тепло на улицу. Я считаю, что РСО это делает сознательно, таким образом она компенсирует свои потери на утечки.

Когда мы подаем данные на сверку общедомовых приборов учета на наличие перетопов, нам отказывают в сверке этих сведений, хотя делать это не имеют права. РСО обязано нам дать сверку в конце отопительного сезона, этого требует от них Гражданский кодекс. Мы им пишем повторно, просим одуматься и провести сверку. В ответ: «Никаких сверок не будет!». Вот так все и происходит.


– Но ведь есть жилинспекция, она должна реагировать на ситуацию?

– Жилинспекция данным вопросом не занимается. Единственный способ – идти в суд с иском по компенсации за некачественно поставленный ресурс. У нас под домом идет транзит горячего водоснабжения и тепла. Проложены 6 труб, но это давно не трубы, а решето. При утечках кипятка получается тепличный эффект для первых этажей. Дом стал рушиться по причине повреждения в основании защитных бетонных несущих конструкций. Вызвали телевидение, сняли репортаж. И что вы думаете? Невзирая на то, что есть установленная причинно-следственная между состоянием дома и деятельностью РСО, Жилинспекция выписывает предписание ТСЖ.

Что остается делать? Из Москвы мы вызвали независимую экспертную организацию, которая установила этот факт, сделала экспертное заключение о том, что безаварийная эксплуатация дома может производиться только с выносом магистральных труб за пределы МКД. Экспертизу отнесли в РСО, в местную администрацию. Нам сказали, что экспертиза права. Но ведь жилинспекция могла спокойно установить это обстоятельство самостоятельно, натколько все было очевидно. К сожалению, права собственников абсолютно никак не защищены.


– Чем же в таком случае занят жилищный надзор?

– Жилищный надзор занимается сбором штрафов. Когда собственники к нему обращаются за защитой своих прав, они приезжают, выписывают предписание, затем штраф. Знаете, к чему все это приводит? Не секрет, что зачастую у ТСЖ идут войны между домами. Находятся «сознательные» жители, которые начинают жалобы писать, когда обоснованно, зачастую нет. На ТСЖ накладываются штрафы, Товарищества становятся убыточными, их поле деятельности перехватывают управляющие компании. Я считаю, что Госжилинспекция этому только потворствует, штрафуя ТСЖ. На данный момент они действуют им во вред, потому что они приезжают не просто предписания выписывать, но и выписывать штрафы. ТСЖ должны найти деньги для этого, а минимальный штраф – 40 тысяч рублей. А где их взять, ведь бюджет ТСЖ формируется за счет отчислений собственников, размер которого они же и устанавливают. Жилинспекция должна стать инструментом досудебной защиты жителей от РСО и УК. При этом также стоять на защите интересов объединений собственников – ТСЖ и ТСН, а не карающим органом.


– Получается, что часть вины за ситуацию ложится и на собственников квартир?

– Мы давно говорим о школе грамотного потребителя. Жители воспитаны таким образом – что, заплатив 500 рублей, требуют услуг на 5000 рублей. И что остается, к примеру, на ремонт дома? Если говорить о том, что жилищные услуги должны оплачиваться по себестоимости, то у нас есть минимальный их перечень, утвержденный Минстроем. Нужно составить на его основе смету, тогда и появится адекватная цена на жилищные услуги.

Считаю, что школа грамотного потребителя имеет негативный эффект на собственника жилья. Вот почему мы разделяем потребителя и собственника. Собственник прекрасно понимает, что у него есть не только права, но и обязанности надлежащим образом содержать общедомовое имущество, своевременно производить оплату услуг. А потребитель считает, что у него есть только права, причем, они безграничны. Собственник жилья принимает участие в жизни дома, ходит на общие собрания, а потребитель этого не делает. Он только требует.

Это большая проблема многоквартирных домов. Нужно в корне пересматривать статус школы грамотного потребителя. Должна быть школа грамотного собственника, где ему внушают – что, если ты собственник, ты не должен требовать, пока не выполнишь определенные условия. Если у тебя рухнула балконная плита, то виновата не управляющая компания, а в первую очередь ты сам. Потому что снег зимой со своего балкона не скидываешь; снег, попадая в микротрещины, разрывает бетон. Вот такая разница между потребителем и собственником. Собственник это понимает, потребитель нет. Потребитель жалуется в Госжилинспекцию, и ТСЖ вместо того, чтобы заниматься общедомовым имуществом, начинает заниматься отписками.


– Недавно принят закон о прямых договорах между собственниками и ресурсно-снабжающими организациями. Считаете ли Вы, что это может как-то изменить ситуацию в отношениях между ними, помешает чинить произвол со стороны ресурсно-поставляющих организаций?

– Вы знаете, у меня надежды на Минстрой мало осталось, потому что прожекты, которые они выпускают, слабо согласуются с нашей практикой. Если Вы заглянете в кабинеты ведомства, то там сидят в основном те, кто не имеют реального практического опыта работы. Вот и появляются все эти планы, которые ничего не меняют. Я вас уверяю, что недобросовестные УК как воровали, так и будут воровать на жилищных услугах. Никто их не остановит. В свое время лицензирование ничего не изменило, так ничего не изменит и этот закон.

Дома, которые находятся в моем ведомстве, имеют договора прямой оплаты, и РСО выставляют им напрямую счета. То есть моя УК не занимается коммунальными услугами, она занимается исключительно жилищными, и никто ничего от этого не потерял. Не было бы этого закона, я бы чувствовал себя также, как и с этим законом. Больше скажу, меня этот закон освободил от такой кабалы, как сбор денег, а это дополнительный бухгалтерский учет. Мне удобнее работать, чтобы у собственников были прямые расчёты с РСО. Так что в принципе, ничего не изменится. Просто опять создается видимость, что кто-то где-то работает. Опять изобретаем велосипед, с сидением, на котором больно сидеть. Вот и всё.


– Еще одна фишка Минстроя –ситуацию в ЖКХ улучшат концессии. Во Владимирской области они есть? Каков эффект от их деятельности?

– У нас есть РСО как муниципальные, так и немуниципальные. У них в тарифах заложена модернизация своего хозяйства, капитальный ремонт. Я предлагал в своё время, чтобы при утверждении тарифов деньги, которые закладываются на модернизацию, на энергоэффективность, капитальный ремонт, которые имеют целевое назначение, хранить на спец счетах, чтобы они расходовались только целевым способом. Доход РСО – это ее доход. Но то, что собственники платят на модернизацию и капремонт – эти средства должны быть выведены из основной прибыли. Если за ТСЖ установлен жёсткий контроль над расходованием отчислений на капремонт, то и в отношении РСО должны действовать те же правила. Люди должны быть уверены, что их деньги пойдут на заявленные цели. Но почему-то пока никто этого не слышит. В итоге у нас как были теплотрассы еще с советских времен, так никто их и не меняет. Но тарифы почему-то ежегодно постоянно растут. В крупных городах замена сетей все же происходит, но если взять периферию, то тут одно старье. Почему у нас до сих пор права граждан ущемлены? Граждане, осуществляя оплату на капитальный ремонт в фонд капремонта, получают возможность контролировать расходы, и это гарантирует государство, а в случае, когда граждане оплачивают надбавки в тарифах РСО на капитальный ремонт – эти средства бесконтрольны. Давайте делать фонды капремонта обязательными для всех существующих в тарифах надбавках, для всех РСО, иных участников в регулируемых областях деятельности, монополий.


– Неужели нет совершенно никакого обновления?

– Абсолютно никакого. Может быть, с десяток задвижек за год поменяют. Но это копейки, по сравнению с миллионами, которые РСО собирают. И концессия здесь не спасет. Когда берут хозяйство в концессию, то это мгновенно влечет повышение тарифов. Ведь никто не хочет принимать сети, у которых износ 80%. Вопрос другой возникает, куда девала деньги муниципальная РСО, если она в тарифе закладывает свои потери? Вместо ремонта у нее долги. Не складывается дважды два. 95% квартиросъемщиков оплачивают коммунальные услуги. Тогда откуда долг? Мы решили выяснить это. У РСО неутепленные сети, немодернизированный трубопровод, куча утечек. Из этих потерь и вырастает задолженность.

Мне нравится закон, который сейчас приняли, – установка общих приборов учета, чтобы потери улицы не сказывались на потребителе. Соответственно, РСО просто обанкротится, если не модернизирует свои сети, не устранит все утечки, не утеплит теплотрассу, чтобы она не отапливала улицу. А потребитель будет платить ровно за тот объем ресурса, который потребил.

Если этого не сделать, то так и будут существовать всегда перетопы и недотопы. Ими РСО будут стараться возместить свой ущерб, а жильцы будут платить больше, чем положено или замерзать. Еще есть вариант, но он дорогостоящий – это регулируемый автоматикой температурный режим. У наших теплосетей 76% износа, и в некоторым ветках давление в обратном трубопроводе превышает давление в нагнетающем. То есть, когда у нас два года назад по причине равного давления 31 декабря прекратилось отопление, в экстренном порядке собрался технический совет. Было принято решение устанавливать циркуляционный насос. Сутки дом стоял без тепла. РСО не принимала никаких действий, чтобы его отопить. До сих пор положение принципиально не изменилось. Мы из аварийной ситуации выкрутились, РСО успокоилась.

На сегодняшний момент расчет задолженности РСО также ведет самостоятельно, если владелец не подает данные по узлам учета. Но ведь в этом случае понятие долга абонента вообще эфемерное? Почему РСО подчас абсолютно не ведет работу с абонентом, не проверяет самостоятельно показатели счетчиков? Вместо этого по среднему начисляет задолженность, о которой потом мы видим репортажи – о росте задолженности населения за ресурсы.

То есть концессия – это не вариант, об этом все эксперты говорят. Концессия – это повышение тарифов. И будьте уверены, что концессионер в ФАС их защитит. Порядок нужно наводить в первую очередь в головах. Когда будут хорошие управленцы в ЖКХ, тогда отрасль будет развиваться.


– Значит, по-вашему, все зависит от кадров?

– Я вам такую историю расскажу. Меня пригласили в муниципальную ресурсно-снабжающую организацию главным инженером, навести в ней порядок. За две недели я убрал утечек на 12 кубов из теплосети. Но стоило мне встать на сторону собственника, а не власти, меня уволили. То есть там специалисты как таковые не нужны, нужно тупое собирательство денег. Когда от собственников жилья скрывают составляющие тарифов, то это уже не РСО, а ОПГ – организованная преступная группировка. Как распределяются эти деньги – коммерческая тайна за наш с вами счёт. Мы же эти деньги сдаем, но не можем узнать, куда они уходят. Если в жилищных услугах у ТСЖ, у ТСН, у УК весь тариф прописан, и он в открытом доступе, то почему этого нет у РСО?


– Что у вас происходит с капитальным ремонтом, с общими фондами, со спец счетами? Эта система заработала?

– Не заработала. Как была ущербной, так и остается. Я так понимаю, что денег в фонде не хватает. Единственное правильное решение – переходить на спец счета, когда жители контролируют свои деньги сами.

Если брать процентную ставку, то нас опять нагнули тем, что отняли лицензии у многих банков на содержание спец счетов по капитальному ремонту. Так, например, в Траст Банке у нас лежали деньги под 7% годовых, на данный момент оставили только Россельхоз, ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк и ГазПромБанк которые дают 2 % годовых. Это даже ниже инфляции! Или обещают максимум 4-5%, но обещанного, как говорится, три года ждут.

Причина таких «мудрых» решений одна – их принимают некомпетентные люди. Хотя специалистов, грамотных людей, которые думают на стратегическом уровне, много. Вот их и надо брать в министерство. Мы предлагаем хорошие вещи, но слушать нас не хотят, у них там свои прожекты. Такое чувство, что они живут в своем мире.

Я читаю каждый закон, который принимается по ЖКХ. Нормально – это когда закон не правится от 10 до 15 лет, а у нас все законы тут же обрастают кучами поправок. Либо это имитация работы, либо просто люди некомпетентны в этой сфере.

Сейчас подготовлен законопроект, согласно которому на общее собрание должны ходить делегаты от каждого подъезда. То есть не общее собрание должно решать очным голосование или заочным голосованием, а делегаты. Да не будут они слушать подъезды, проголосуют, как им захочется. Это нарушает права собственника. Общее собрание должно быть общим собранием. Понимаю, его трудно провести. Но это не означает, что не надо вообще проводить.

Зачем выдумывать велосипед с сидением, на котором больно сидеть. У нас бесконечные поправки к ЖК, к выпускаемым постановлениям. Уже все это надоело до такой степени, что мы их не читаем.


– Если бы Вам предложили возглавить жилищно-коммунальное хозяйство в стране, какие основные решения Вы бы предприняли для исправления ситуации?

– Во-первых, я бы набрал хороший штат в Минстрой. Хорошие специалисты – это люди, которые пришли с самых низов. Раньше специалист проходил все карьерные ступени от простого рабочего к руководящей должности. А сейчас у нас блат, панибратство. Я бы также набрал хороших экспертов. Те эксперты, которые работают в Торгово-промышленной палате, квалифицированные люди и правдорубы. Такие очень нужны, потому что критика – это позыв к действию. Я бы пересмотрел Жилищный кодекс. Его надо переписывать с наклоном к правам собственников. Собственник должен быть реальным, а не мифическим. ЖК так наисправляли, что многие его положения противоречивы, большинство областей в части эксплуатации вовсе не отражены. Поэтому я бы начал с законодательной базы, она до такой степени разрушена, что не знаешь, что с ней делать.

Пересмотрел бы работу Государственного жилищного надзора и направил бы его в сторону помощи, а не штрафных санкций. Он не должен быть карающим органом. Если есть нарушения, выдайте предписания, дайте сроки, и ни в коем случае не штрафуйте. Нужно давать сроки на исправление. Вот если УК не справляется – отзывайте лицензию. Но обязательно инспектор должен быть профессионалом, уметь вникать в причинно-следственную связь.

Если мы хотим реально наводить порядок, то начинать следует с полного пересмотра введенных актов. Их количество должно быть минимальным. В идеале 1-5 всего – тогда мы реально сможем говорить о законности, о соблюдении прописанных норм! Ведь даже простое изучение существующего сегодня вала нормативных актов может отнять не один год, а учитывая ежегодные изменения, измеряемые десятками – мы вместо реальной работы превратимся в юристов, а качество жизни будет и дальше снижаться.

Беседовал Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Минстрою и ЖКХ РФ предлагают создать полигон для испытаний. Что думает Минстрой по этому поводу

Прямые договора: решение принято, последствия неясные

ЖКХ: пересмотр всей нормативной базы не за горами

Лобби в ЖКХ: сколько «волка» не корми, ему все больше в ЖКХ хочется.

Концессии в ЖКХ: универсальный рецепт от всех бед или большая ошибка

Работаем молотком и кувалдой, а зарплаты получаем за цифровые технологии

ЖКХ: налога на смерть не будет. А что будет?

ЖКХ в Москве: водообман по-обручевски или как не надо платить за воду

Ошибки в квитанциях по оплате ЖКХ: злой умысел или обычный непрофессионализм?

ЖКХ в Министерстве обороны: на жилищном фронте все бы шло по плану, если б не вмешалась военная дисциплина


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На этой выставке кондиционеров
Наверх